Поделиться

Первая опубликованная статья подарила некую уверенность в будущих достижениях и правильности пути. Вот только в обстоятельствах пандемии, когда многие бизнесы закрылись и люди потеряли работу, у меня возник весьма закономерный вопрос. А как мне быть уверенной, что кто-то в будущем будет “кормить” меня за исследования? И за счет чего происходит это финансирование?

Немного предыстории

А началось-то все все-таки с еды! И религии.

Ведь изобилие появилось на фермах, выращивающих продукты питания. Было замечено, что плодородие земли ухудшается за годы сбора урожая и нужно было что-то с этим делать. Германия и Коннектикут первыми начали вкладывать государственные деньги в науку для улучшения своей экономики и, в конечном итоге, на исследования в области агрохимии.

В 18 и 19 веках, когда темпы технического прогресса увеличивались, большинство научных и технологических исследований проводилось отдельными изобретателями за свои деньги ли патрона. Система патентов была разработана, чтобы дать изобретателям время и возможность заработать на своих творениях, но все-таки таланты изобретателя – это не таланты бизнесмена.

В 20 веке научные и технологические исследования становились все более систематизированными по мере развития корпораций, и обнаружилось, что постоянные инвестиции в исследования и разработки могут быть ключевым элементом успеха в конкурентной стратегии. А теперь такие гиганты как Google, Amazon и Facebook штампуют исследования и инновации, как когда-то детали на заводе.

Это очень кратно и сумбурно, настоятельно рекомендую ознакомиться с историей научной политики для подробностей.

Текущая ситуация

По данным ОЭСР, более 60% исследований и разработок в научно-технических областях выполняются промышленностью, а 20% и 10%, соответственно, университетами и правительством. Для сравнения, в странах с меньшим ВВП вклад отрасли значительно ниже, а доля государственного финансирования доминирует в исследованиях в области социальных и гуманитарных наук.

Государство

TL;DR: деньги берутся из ВВП, вкладываются небольшими порциями туда, где очень хочется экономить

Государство выделяет деньги на исследования из ВВП. Чем лучше оно развито, тем больший процент может позволить.

Европейский союз в данном случае также можно рассмотреть как государственную единицу. Основным источником финансирования науки на данный момент является проект Horizon 2020. В нем основное внимание уделялось инновациям, ускорению экономического роста и предоставлению решений конечным пользователям, которые часто являются государственными учреждениями.

Среди предложенный социальных тем, первое место отведено здоровью, демографическим изменениям и благополучию. Теперь стремительное развитие сферы healthcare не кажется таким удивительным.

Если углубиться в текст, то можно найти более конкретные темы, а так же приблизительные расчеты ожидаемого выигрыша.

Общая стоимость заболеваний головного мозга (включая, помимо прочего, те, которые влияют на психическое здоровье, включая депрессию), оценивается в 800 миллиардов евро. По оценкам, одни только психические расстройства затрагивают 165 миллионов человек в Союзе стоимостью 118 миллиардов евро.

А выделить на исследования в области здоровья готовы 7 миллиардов. Совсем немного с оцененными потерями только в одном аспекте!

Но чтобы получить эти денежки, нужно пройти тернистый путь получения гранта, о котором частично повествует Geraldine Fitzpatrick в следующем видео:

Учебные заведения

TL;DR: деньги берутся из разного рода инвестиций, вкладываются в сферы, которые обещают прибыль инвесторам

Казалось бы, откуда у университета / факультета / лаборатории деньги? А вот несколько ресурсов:

  • Плата за обучение студентами или фондами
  • Дотации от государственного и местного бюджета (если гос. структура)
  • Инвестиции
  • Исследовательский проект от корпораций и бизнеса
  • Пожертвования от людей или выпускников
  • Продажа товаров (в том числе оплата общежития, столовые и пр.)

Если университет или лаборатория славятся своими выпускниками, то есть шансы, что инвесторы и индустрия будут рады поддерживать этот источник талантов, указывая наверняка на предпочитаемый профиль выпускника.

Куда уходят деньги? Хороший университет невозможен без хороших профессоров, а они наверняка заинтересованы в исследованиях в своей области и рады припрячь студентов.

А как университеты влияют материально на экономику? Вот выдержка из отчета Deloitte о важности университетов для Австралии для демонстрации этого непрямого эффекта.

Значение, на которое университетское образование увеличивает производственный потенциал страны, оценивается в 140 миллиардов долларов ВВП в 2014 году, что эквивалентно 8,5% ВВП. То есть ВВП Австралии на 8,5% выше из-за влияния университетского образования на производительность 28% рабочей силы с университетской квалификацией.

https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/au/Documents/Economics/deloitte-au-economics-importance-universities-australias-prosperity-011015.pdf

Индустрия

TL;DR: деньги берутся из собственной прибыли или инвесторов, деньги вкладываются в направления для обеспечения более устойчивого и прибыльного положения на рынке

Тут есть два варианта: 1) бизнес, который занял стабильную позицию и может позволить инвестировать часть прибыли в исследования, 2) бизнес изначально ориентированный на инновации, например, стартап, привлекающий внешнее финансирование.

Как пример, компания может попросить Cifre финансирование для своих аспирантов. Как видно из графика ниже, значительная часть уходит в небольшие компании.

Employeurs de doctorants CIFRE
https://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/cid22130/les-cifre.html

Плюс индустриального финансирования в том, что они знают, как монетизировать результаты исследований. Со стороны ученого же наверняка потребуют более короткие циклы поставки идей и прототипов для дальнейшего тестирования в продукте и/или на рынке.

Краудсорсинг

Этот вариант мне кажется самым интересным. Сомневаюсь, что так можно получить деньги на серьезное и масштабное исследование, если только тема не “болит” у большого количества людей. Подход чем-то напоминает петиции или kickstarter.

Ученый предлагает своей проект с подробным описанием целей, необходимого бюджета и этапов выполнения задач. Плюс состоит в минимальных сроках и минимальной бюрократии.

В качестве примера могу привести сбор средств на тестирование нового материала или на мониторинг состояния океана в реальном времени. Любопытно, что выделяются платформы ориентированные на медицину – Consano и MedStartr.

Любопытно, что согласно анализу Nature большинство компаний по сбору средств на исследования созданы студентами, даже не аспирантами.

Source: H. Sauermann et al. PLoS ONE 14, e0208384 (2019).

Однако, это еще относительно новый способ финансирования и недостаточно популярный. Однако, в этой нише и блокчейн система DEIP появилась. Все это очень интересно и наиболее близко к рыночной системе.


Так что, если хочется заниматься исследованиями и не потеряться в абстракциях, нужно следить за рынком, а еще пуще за теми, кто этот рынок двигает и у кого есть ресурсы.


Источники:

Поделиться